ПРОЕКТЫ ВЛАДИМИРА СОКОВНИНА

главная <<< следующая страница >>> 1c. 2c. 3c. 4c. 6c. 7c. 8c. 9c. 10c. 11с. 12с. заключительная

проект Фасцинопедагогика

    • Интердиктивная педагогика
    • Эволюционная педагогика
    • Фасциногенная педагогика

 


В. Соковнин

О педагогической фасцинологии

(из книги "ФАСЦИНОЛОГИЯ", ее можно скачать http://www.koob.ru/sokovnin/)

Идеалы—это основа выживания.
Дж. Гленн

Ограничусь небольшим очерком проблем, которые могут стать основой педагогической фасцинологии. Дело не в том, чтобы, как делают некоторые исследователи, выявить фасцинативные элементы в педагогической деятельности и личности педагога. Гораздо более серьезной и, как мне кажется, насущной задачей является включение фасцинации в само содержание педагогического и воспитательного процесса в качестве системобразующей составляющей. И педагог, и его труд, и методики преподавания, и воспитательный процесс всегда тяготеют к фасцинации и дело заключается в том, чтобы фасцинация стала не только педагогическим приемом, но и педагогическим содержанием.

1. В первую очередь, следует отметить огромную актуальность для современной системы воспитания и образования развитие у детей полноценной и богато дифференцированной сенсорики как основы активного восприятия мира и формирования развитого “ориентировочного рефлекса” (по И. Павлову), т. е. развитой и хорошо сенсорно обеспеченной тяги к познанию всего нового, непознанного, интересного, любопытного. А это и есть основа формирования познания и знания, т. е. того, что закладывается в детские годы в детских садах и школах.
Педагогика детского возраста обязана, как мне кажется, не только знать, но и тонко учитывать и использовать эту закономерность формирования фасцинативной чувственно-эмоциональной системы у человека.

Я бы сказал, что в современной школе желательно иметь еще и школу развития сенсорики: тонкого слуха, гармоничного цветового зрения, тонкого осязания, вкуса и нюха. Возможна даже школа тактильности как особого значения сенсорной чувствительности, необходимой каждому человеку для полноты радостного отношения к жизни. В США уже применяется, если так можно выразиться, “педагогика” щекотки младенцев для развития базовой тактильности.
В. А. Ширшов совершенно справедливо отметил, что “фасцинационные свойства такесических знаков (в переводе с греч. “прикоснуться”) слабо изучены в теории педагогики. Такесические знаки связаны с различными прикосновениями (поглаживания, отталкивания, обнимания, рукопожатия, поцелуи, похлопывания, удары, почесывания, танец как комплекс невербальных знаков и т.д.). Можно утверждать, что любая такесика содержит элементы фасцинации. Это происходит в результате мгновенной обратной связи (реакции) на прикосновение. …такесика может будоражить, радовать, усмирять, успокаивать, пробуждать воспоминания, давать надежду и т. д. Учителя младших классов, воспитатели интернатов и детских садов отмечают сильное фасцинационное воздействие поглаживаний, поцелуев, обниманий детей. Дети буквально ждут этих воздействий и стараются при случае продлить их действие по времени” (Ширшов В. Д. Педагогическая фасцинация.// Материалы региональной научно-практической конференции “Моделирование социально-педагогических систем”. http://www.pspu.ru/sci_model_shirsh.shtml).

Чем более совершенна сенсорика, тем увереннее соматика и психика, тем полнее фасцинативный мир личности, тем труднее совершиться зацепке на какую-либо аддикцию и перверсию. Психика становится многомернее, полифоничнее, богаче ассоциативно и оптимистично-здоровее в самом позитивном смысле радости бытия. А это и есть гармоничная личность, то, к чему обязана стремиться любая гуманная педагогика, избавляющаяся от индоктринационных постулатов прошлого.
В этом отношении крайне интересен опыт московской “школы эйдетики”, где по методике профессора И. Матюгина у детей совершенствуют сенсорные способности и эйдетическую память. И. Матюгин убедительно показал, что при зубрежке человек напрягает в основном зрительную память и немного слуховую, а остальные клапаны восприятия перекрыты. Но однобокая информация не облегчает, а осложняет работу мозга. Собрав большой материал, позволяющий изучить не только основные виды памяти, он проанализировал и то, как сказывается выдающаяся память на основных сторонах личности – на мышлении, воображении, поведении, чертах характера и т. д. И убедившись, что личность становится намного гармоничнее и внутренне богаче и что не возникает никаких отрицательных последствий для здоровья, он запатентовал методику. И. Матюгин рассказывает: “Например, до нас никто серьезно не занимался тренировкой тактильной памяти, хотя все прекрасно знают о ее существовании. Мы стали заниматься развитием тактильной и обонятельной памяти фактуры поверхности. Набрали “двоечников” из разных классов и обследовали их на энцефалографе. Примечательно то, что почти у всех были выявлены те или иные отклонения от нормы. Оказалось, что дети плохо учились не из-за лени, а по причинам более серьезным... Затем мы провели серию занятий. Через месяц эту группу снова обследовали — у всех в какой-то мере поменялась “картина мозга”. Причем если по нашим тестам у некоторых учеников память улучшилась незначительно, то, по словам родителей и учителей, дети очень изменились: стали заниматься с удовольствием, у многих выросла самооценка. А у двоих больных диабетом — вообще чудо! — сахар нормализовался”.
Школы сенсорики могли бы стать той базой личностного развития, которая формирует социальную и психологическую уверенность и полифонизм у детей и подростков.

2. Следует, как мне кажется, обратить внимание современной педагогики на фасцинаторную коммуникативность человека. Лучше осваивать технику коммуникативности в детстве, так как потом ее корректировать очень трудно, поскольку она реализуется как коммуникативные автоматизмы и клише.
Мастерское владение голосовой фасцинацией создает очарование личностью и стоит того, чтобы не только “ставить” голос, но и постоянно совершенствовать тембрально-интонационные его характеристики. Одним из старых испытанных методов такого совершенствования всегда были упражнения в пении, декламирование стихов и школьный театр. К сожалению, такая практика почти исчезла из педагогики российских школ. Очарование голосом является одним из базовых очарований человечества. Голос в его интонационных составляющих имеет магические характеристики. Такова его фасцинация.

Вторым пластом коммуникативности являются симпатические техники общения. Умение легко и непринужденно вступить в коммуникативный контакт, избегать агрессивных и антифасцинативных паттернов, применять средства привлечения внимания, управлять диалогом – все это редко дает природа, как правило, здесь оказывает влияние пример и подражание. Но не менее важно и учиться этому. Во всяком случае, переход от царствующей в России стрессово-конфликтной коммуникативности второй этической системы (по В. Лефевру) к мягкой и пластичной, комфортной для психики коммуникативности первой этической системы возможен с помощью специалистов по коммуникативным фасцинаторным техникам. Мой почти 20-летний опыт проведения коммуникативных тренингов такого рода показывает, что, во-первых, успех в этой сфере совершенствования личности возможен, а во-вторых, что в юном возрасте тяга к такому усвоению техник общения огромна. По-моему, их следовало бы включать в воспитательные процессы как можно раньше, до образования у личности стойких антифасцинативных автоматизмов.

3. Нельзя обойти вниманием также и то, что я называю “фасцинацией-драматургией страстей”: поглаживания и встряски. Детям нужно отношение, а не сусальное поглаживание по головке, хотя и оно очень ценно, особенно тогда, когда ребенок лишен ласки и внимания, как в интернатах и детских домах. И все же детям нужно заинтересованное взросло-серьезное отношение к ним как самостоятельным и самобытным личностям, и, значит, педагог должен уметь вести игру в отношение. Игра эта может быть только эмоционально напряженной и в ней должна в полной мере проявляться страстность педагога. Бесстрастных учителей дети не любят. Уж лучше пускай прикрикнет, чем будет безучастно-безразличным. Фасцинация заинтересованного внимания, даже негативного, сильнее безразличия.
Ребенку как воздух нужна страсть взрослого. Ребенок ее ищет и ждет. С первых дней жизни. Страсть любви и заботы с дозами гнева и осуждения. Фасцинация резкого оценочного отношения для ребенка очень важна, хотя, само собой разумеется, что абсолютна грань, за которую переходить ни в коей мере нельзя, за которой начинаются унижения и экзекуции – самое антифасцинаторное и антипедагогическое средство.
Педагог обязан быть драматургом эмоций и нравственных оценок.

4. Развитие креативного, творческого мышления ребенка невозможно без тренировки ума. Новизна должна стать не подарком, а приемом педагогики. Это означает, что педагог должен обладать драматургией новизны, уметь создавать ситуации ожидания и предвкушения новизны в каждом шаге на пути ко все более сложному и глубокому знанию. В этом большую роль играет методика посильной новизны, т. е. таких шагов в решении проблемных задач и ситуаций, которые мозгу в настоящий момент по силам. А поскольку у каждого ребенка всегда свой уровень “посильности”, необхо-дима тонкая нюансировка развивающих проблемных заданий и игр. Непосильное не только усыпляет, но и создает фрустрацию, а это путь к потере интереса к учению.
Необходима, следовательно, педагогика развития креативности мышления через решение фасцинаторных, увлекательных, проблемных тематических и открытых заданий. Развитие мышления через преодоление посильных барьеров – самое лучшее, на мой взгляд, средство для развития креативности.
Мой учитель математики давал задания дифференцированно: особо продвинутым в математике ученикам – более сложные задачи, штук по пять. И никто в классе не обижался, поскольку все знали свой математический уровень. У других был более высокий уровень по другим предметам.

5. Очень важна для развития личности педагогика напряжения (по В. Франклу).
Чем младше человек, тем более он подвержен индоктринирующим влияниям, ибо воспринимает окружение как обучающую среду. В. Франкл отмечает: “В юношеском возрасте очень сильна мотивация к формированию образа “Я” через отрицание отвергаемых моделей поведения. Самоопределение и самоутверждение осуществляется посредством контрастного и резкого разграничения собственной идентичности с наблюдаемыми вовне примерами судеб и моделей жизни. Именно на этом строится психополитика индоктринации, ориентирующаяся на предложение незрелому индивидууму ролевых моделей, заведомо отличающихся от общепринятых. Личностная зрелость проявляется в адекватном восприятии того образа жизни, который не созревшему индивидууму представляется как формальный, банальный, пыльный (то есть отживший), скучный и серый, отыгравший, исчерпавший себя, неперспективный, безжизненный. Одна из задач психопрофилактики насильственной индоктринации заключается в предложении на самых ранних этапах становления личности жизнеспособных, пробуждающих любопытство и стимулирующих естественное стремление к подражанию жизненных образцов” (482, с. 54–69)
Поиск смысла жизни начинается в подростковом возрасте. Синдром эмоционально-физиологического напряжения, характерный для психологического состояния подростка, требует от педагогики корректных технологий перевода подростковой экстремальности и конфликтности, бунта и нигилизма в позитивные, социально полезные формы действий и поступков. Дети любят взрослые дела, а не игрушечки и фантики. Они жаждут общественно-полезной деятельности. Скаутизм именно потому и привлекателен для детей, что дает им радость от экстремальности достижений. Отторжение детей от серьезной жизни ведет к философии пофигизма, а от нее рукой подать до тепловой смерти чувств, по К. Лоренцу, к инфантильности и суггестивности. Для детей очень важно получить кайф или встряску.
В. Франкл приводит пример, как “в Осло с вандализмом успешно борются бывшие вандалы. Каждую ночь дюжина добровольцев в возрасте от четырнадцати до восемнадцати охраняют бассейн во Фрогнер-парке и ездят на городских трамваях, чтобы предотвратить порезы сидений. Больше половины из них – это бывшие хулиганы. “Быть на стороне закона, — говорится в соответствующем отчете, – оказывается для них таким же захватывающим делом, как и быть против него”. Иными словами, они искали возбуждения и напряжения, того напряжения, которого лишило их общество”.
Идеалы—это основа выживания, и дети инстинктивно тянутся к идеалу. Но им нужно уметь их дать в увлекающей их экстремальность форме. Иначе перед их глазами начинают фасцинировать псевдоидеалы, легко завораживающие их психику. В. Франкл замечает: “Психологическое напряжение не является чем-то, чего нужно безусловно избегать, а внутренняя гармония, душевный покой не является чем-то, что нужно безоговорочно признавать. Здоровая доза напряжения, такого, например, которое порождается смыслом, который необходимо осуществить, является неотъемлемым атрибутом человечности и необходима для душевного благополучия. Прежде всего человеку нужно то напряжение, которое создается его направленностью. Фрейд сказал однажды, что “люди сильны до тех пор, пока они отстаивают сильную идею”. Сильную идею обрести можно с помощью педагогики напряжения и мудрого педагога, обладающего фасцинацией.

6. Не могу не отметить огромное влияние на детей фасцинации праздника и прааздничности. Педагогика фасцинации праздника очень желательна в школе. Праздник формирует коллективистские чувства, в этом было и остается истинное эволюционное предназначение праздника, открытое еще первобытным человеком. Сотвори праздник в душе своей, но сотвори его с друзьями, с близкими, с однокашниками, и тогда он пройдет по жизни всегда с тобой.
Возможны особые и особенно оформленные семейные праздники, школьные праздники, праздники класса, праздники группы друзей, праздники групп по интересам. Главное, чтобы они не выливались в противопоставление и игру в престижи.
Игра и праздник существуют для оптимизма, общей радостности и хорошего жизнеутверждающего настроения. Праздники с первобытных времен являются средством формирование в человеке духа оптимизма и радости жизни. Почему бы не культивировать в педагогическом процессе праздник как фасцинативно-воспитательное средство?

7. Нет, мне кажется, нужды особо доказывать желательность обретения каждым педагогом качеств фасцинатора-чародея.
Почти всякая коммуникативная профессия требует от профессионала артистизма, эстетически оформленной демонстрационности, коммуникативных умений и навыков от голосовой богато интонированной модуляции голоса до актерской драматизации и игры ролей.
Если коммуникатор быстро, мягко, удобно налаживает контакт, то фасцинатор чарует, очаровывает. Еще вне контакта, часто издали, он уже кружит голову и вызывает могучее, необъяснимое словами притяжение, мгновенную к себе симпатию. Установить контакт для него раз плюнуть, так как контакта с ним жаждут, ждут, мечтают о нем.
Учитель литературы со скрипучим или металлическим голосом вряд ли вызывает особую симпатию. Ему срочно следовало бы идти на непедагогическую работу. Постановка голоса может стать обязательным компонентом обучения в педагогическом вузе.
Умения массовика-затейника особенно ценились в пионерской работе и в таких пионервожатых дети души не чаяли. Они умели организовать и увлекательно проводить коллективные игры, затеи, розыгрыши, праздники.

Говорить о пользе фасцинативного имиджа педагога не приходится – это стало уже педагогической азбукой. Тем не менее в реальности дела с этим качеством педагога обстоят еще далеко неблагополучно. По-видимому, причиной отставания от идеала является отсутствие хорошей тренинговой и консультационной фасцинаторной школы в системе образования. А она, как мне представляется, крайне необходима. Дети хотят быть учениками у педагогов-фасцинаторов, а не у афасцинативных, блеклых и нудных “футляров”.

Я рассматриваю размещенную выше главу из книги "Фасцинология" как первый стартовый шаг в создании и развитии фасцинопедагогики в системе фасцинологического знания . Рекомендую всем обратить внимание также на размещенную в Интернете интересную статью В. Д. Ширшова "Педагогическая фасцинация" http://www.pspu.ru/sci_model_shirsh.shtml К сожалению, в ней допущена досадная ошибка: в сноске на мою работу напечатано"Фасцинация как наука" вместо точного "Фасцинология как наука".


АВТОРСКАЯ АКАДЕМИЯ ФАСЦИНОЛОГИИ ПРЕДЛАГАЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ВУЗАМ

Инновационный проект "КАФЕДРА ФАСЦИНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ"

Обращение к ректорам педагогических университетов и институтов

Уважаемый господин ректор !

Предлагая проект создания в педагогическом университете межфакультетской (общеуниверситетской) кафедры фасцинологии, я опираюсь на следующие соображения.
Нет в настоящее время необходимости убеждать кого-либо в пользе для всех профессий знания об информации и информационных технологиях. Это знание присутствует везде, а в системе высшего образования представлено академиями, институтами, центрами, факультетами и кафедрами информатики, информации, информатологиии и т.д. Фасцинация (сигналы и нейропсихологические процессы чарующего, доминантного и устрашающего воздействия на психику и поведение) – родная сестра информации, возникшая в ходе эволюции вместе с ней и идущая с ней в содружестве, рука об руку на протяжении всей истории жизни на планете. Нет и не может быть продуктивной коммуникации во всех живых системах, включая человека и общество, без и вне фасцинации, причем успех почти любого коммуникационного акта, как считают Ю. Кнорозов, Ю. Лотман, Ю. Шрейдер и другие исследователи, определяется прежде всего фасцинацией. Но знание об этом еще мало известно и наука о фасцинации делает только первые шаги.
Тем не менее в свою коммуникативную деятельность, в процесс общения любой специалист в сфере публичных профессий (политик, педагог, психолог, менеджер, специалист PR и рекламы, организатор массовых коммуникаций, шоу-менеджер, пропагандист в любой сфере, журналист, актер, и др.) всегда привлекает фасцинативные средства и приемы для оптимального воздействия на людей. Это происходило и происходит стихийно, в меру накопления профессионального опыта и коммуникативной интуиции, у одних прекрасно, у других не очень. Дети любят учителей, владеющих фасцинацией, умеющих зажечь, увлечь, развеселить, то есть создающих нескучную педагогику. С выявлением фасцинации как особого феномена человеческого бытия и общения, с созданием фасцинологии, появилась возможность добавить к интуиции достоверное знание о глубинных механизмах фасцинативных процессов в природе и обществе, знание, которое переводит наитие на уровень точных, увлекательных, профессионально полезных и нужных каждому педагогу технологий и техник.
Поскольку проблемы применения фасцинации в профессиональном труде являются общими для всех гуманитарно-коммуникативных профессий, сам собой напрашивается вывод о том,что настала пора создания в педагогических университетах межфакультетских (общевузовских) кафедр фасцинологии, как полвека назад происходило с созданием кафедр и факультетов информации. Фасцинация уже просится на уровень университетского и академического знания. Это произойдет неизбежно, как произошло с информацией, вопрос только во времени и энтузиазме руководителей университетов и академий. Какой-то педуниверситет станет новатором-застрельщиком преподавания новой науки, без которой высокого профессионализма педагогу и воспитателю достигнуть трудно или почти невозможно.
Мой опыт проведения спецкурсов, практических семинаров и мастер-классов с педагогами (учителями школ и преподавателями вузов) показал, что интерес к фасцинирующим технологиям и техникам очень высок. Возможно одним из индикаторов интереса к новому знанию является и нарастающее внимание к моим сайтами о фасцинологии в Интернете (fascinology.narod.ru; fascinolog.narod.ru), увеличивающийся поток писем по электронной почте и обращений ко мне диссертантов за консультациями по тем или иным интересующим их аспектам фасцинологии, приобретением трех моих книг о фасцинологии.
Педагогам, в частности, я предлагаю мастер-класс, который, как мне кажется, достаточно полно охватывает педагогическую проблематику фасцинологии.

Вариант таков:

• что такое фасцинация, в чем ее отличие от информации, ее уникальность и сила
магического воздействия
• каковы глубинные нейрофизиологические и психологические механизмы фасцинации
• в чем состоит тайна чарующего и шокирующего воздействия фасцинации на детей
• как и насколько сильно фасцинация влияет на общение и развитие личности ребенка
• в чем состоят эволюционные и искусственно создаваемые опасности фасцинации для
детской психики и как их избегать
• как педагогу овладеть искусством фасцинации, научиться применять фасцинацию
в педагогическом процессе, а также улучшить с ее помощью свое общение и имидж,
повысить жизненный тонус и противостояние стрессам и депрессии
• как овладеть искусством изобретения фасцинативных средств и коммуникативных
приемов
• какова практическая польза от фасцинологии для совершенствования общения,
имиджа и профессионального мастерства педагога.

Такое содержание могло бы стать ядром для деятельности межфакультетской кафедры фасцинологии в педагогическом университете. Поскольку в России и СНГ (и в мире!) нет еще ни одной кафедры фасцинологии, ее создание, безусловно, должно и будет рассматриваться как социально-пионерский акт, инновация в современном высшем образовании.
Предлагая проект создания такой кафедры, я, со своей стороны, был бы не только признателен Вам за интерес к фасцинологии и проекту, но и предложил бы свое посильное участие в его реализации.

С глубоким уважением, президент академии В. Соковнин

Контакт: vmmss@mail.ru СОКОВНИН Владимир Михайлович
адрес для писем: 620131, Екатеринбург, ул. Викулова, 32-а, оф. 92


см. сайты В. Соковнина:


ФАСЦИНОЛОГИЯ


ФАСЦИНОЛОГ

следующая страница >>> 1c. 2c. 3c. 4c. 6c. 7c. 8c. 9c. 10c. 11с. 12с. 13-заключительная

на главную

 

Copyright © 2005-2011 В.Соковнин
Создан 20 сентября 2005 Последнее изменение: 5 ноября 2011